Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад №185" города Чебоксары Чувашской Республики

 «Чему и как учить до школы»

Этот вопрос задолго до школы мучает родителей. В наш век компьютерных технологий никто не хочет, чтобы его ребенок отставал в интеллектуальном развитии.

Поэтому, все спешат определить свое чадо в «воскресную» школу, нанять репетитора, который будет по три часа «натаскивать» ребенка, дополнительно заниматься самостоятельно. За это время подготовки дети, практически, проходят курс обучения первого класса. Почему же мы сами заранее не проходили  первый курс обучения института? А получали знания постепенно.

Многие дети после такой нагрузки не хотят идти в школу, они там уже были. Там скучно и неинтересно (имея в виду «воскресную» школу).

Никто не будет проверять объем знаний, это вообще неважно при поступлении, важен результат в конце учебного года.

Ребенок по желанию мамы до школы был школьником, а не дошкольником. Маме хотелось прыгнуть «выше головы». Психологически ребенок не был готов к этому процессу. Результат обучения многих детей – страх перед школой. Дети так и говорят: «а тут оказывается не страшно, все добрые, все улыбаются».

Оказывается, нужно научить ребенка жить в коллективе – уметь играть, работать, правильно воспринимать предлагаемый материал, быстро его усваивать, преодолевать трудности.

Очень важно до школы создать эмоциональный комфорт, желание учиться в ней. Многие учителя начальных классов жалуются на слишком подготовленных детей. Они отвлекаются, мешают другим детям учиться.

Скучающий ребенок – беда учителя и родителей.

Если ребенок сам тянется к знаниям, хочет научиться читать -  помогите ему. Можно вместе играть в специальное лото, читать интересные произведения, поддерживая здоровый интерес к чтению.

Ищите время и занимайтесь с ребенком. И будет вам счастье!

Ведь дети разные и не у всех есть желание читать в пять лет. Оно и в шесть лет есть не всегда. Если ребенок будет психологически готов – он и в шесть лет всему научится без сложностей.

Многие родители считают, что ребенок ДОЛЖЕН знать и уметь все к школе, на самом деле он ничего никому не должен! Пусть он будет здоровым физически и психологически.

Первоклашкам желательно знать: счет в пределах 10, состав числа, алфавит, профессии, разбираться в часах, знать домашних и диких животных, разбираться в растениях. Знать стихи, загадки, фигуры, цвета, что из чего сделано, творческие навыки. Если ребенок в школу пришел уже обученный всему, а в течение года ничего не сдвинулось с места! Так вы в этом сами виноваты.

Подумайте. Вам интересно идти в кино с заранее известным сюжетом?

Если ваш ребенок в детском саду и у вас хороший воспитатель, то овладение знаниями в объеме программы является достаточной подготовкой.

Развиваться надо. Надо заниматься. Но это не должно быть дублированием школьной программы.  Больше общайтесь с детьми, ходите в театры, музеи, наблюдайте природу.

 

Портрет идеального первоклассника 21 века.

     Педагогическая готовность.

Различает звуки на слух.

Большой запас слов.

Считает в пределах 10 (имеется в виду простое называние чисел, а не сложение -  вычитание).

Имеет элементарный запас знаний по математике. С хорошо подготовленной к письму рукой.

Умеет правильно держать ручку, карандаш.

Обладает навыком рисования карандашом.

Умеет обращаться со школьными принадлежностями.

Умеет приготовиться к уроку.

Обладает элементарными навыками самообслуживания (умеет самостоятельно переодеться, знает, где его вещи).

Аккуратен в одежде.

Воспитанный.

     Интеллектуальная готовность.

Устойчивое внимание.

Умеющий думать.

Умеющий делать выводы.

Умеющий фантазировать.

Наблюдательный.

Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли.

Умеет ориентироваться на пространстве листа бумаги.

     Мотивационная готовность.

Настроен на обучение.

Готов к серьезной работе.

Учится с интересом.

Хочет узнавать новое.

 Любит думать.

Аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями.

Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни.

Эмоционально – волевая готовность.

Способен управлять своим поведением.

Собранный.

Сосредоточен на выполнении задания, не очень интересного, но очень нужного.

Умеет выдерживать напряжение в работе.

Способен сделать усилие воли.

Способен поставить «надо» выше желания «хочу».

Способен слушать и выполнять требования учителя.

Исполнительный.

Усидчивый.

Умеющий настроиться на работу,  когда это необходимо.

    Коммуникативная готовность.

Не боится вступать в новый коллектив.

Не боится обращаться с вопросами к учителю.

Понимает мимику учителя.

Умеет слышать интонацию голоса учителя.

Дорожит отношением к нему учителя.

С чувством дистанции к взрослым.

Ответственный за свои поступки.

Соблюдающий необходимые нормы приличия.

Умеет говорить свободно, не стесняясь.

Общительный.

Скромный в общении.

Эмоционально отзывчивый.

Уважающий себя.

Уважающий товарищей.

Уважающий родителей.

Добрый.

Отзывчивый к просьбам товарищей.

Имеющий хорошее состояние здоровья.

«Как воспитывать у ребенка интерес к книге»

В результате усилий педагогов, родителей большинство детей 7-8 летнего возраста хорошо читают, но, к сожалению, не все любят читать. Если вы хотите, чтобы ребенок любил читать, то воспитывайте у него интерес к книге с 2-летнего возраста и не спешите с обучением чтению. Помните: чтобы научиться читать, сначала надо научиться хорошо слышать, различать и произносить звуки речи.

Выделите для детских книг постоянное место, к которому ребенок самостоятельно может добраться. Удачный вариант - это открытая книжная полка, столик, стул: Такой уголок должен быть хорошо освещен.

При подборе книг учитывайте возраст и интересы ребенка. Для детей 2-4 лет достаточно 4-5 знакомых книг. Это могут быть стихи и сказки. Кроме книг в книжный уголок можно поместить цветные предметные картинки, наклеенные на плотную бумагу, а также альбомы для рассматривания. Важно, чтобы темы и изображенные предметы были понятны ребенку.

Подбирайте книги с красочными иллюстрациями, особенно для детей 2-4 лет, потому что именно иллюстрации помогают малышам понять суть читаемого, зрительно закрепить само действие. С 4.5 лет для понимания художественного произведения детям уже не требуется иллюстрации к каждому повороту сюжета

Книги в уголке необходимо менять каждые 2-3 недели.

Читайте ребенку книги ежедневно. Если ребенок просит еще раз прочитать уже знакомую книжку, не отказывайте.

Ребенок не читатель, а слушатель. Читайте книги выразительно.

В процессе чтения объясняйте смысл сложных слов и выражений.

Детям 3-го года жизни сказку следует не читать, а рассказывать. Чтобы поддержать внимание малыша, по ходу рассказывания предложите выполнить ему имитационные движения. Например: попрыгай, как зайчик, покажи, как лисичка облизывалась.

Малыши с удовольствием слушают одни и те же сказки много раз.

Рассматривайте вместе с ребенком иллюстрации в книге не меньше - раз. Первый - перед чтением, чтобы ребенок не отвлекался во время чтения. Второй - после чтения, чтобы уточнить представления ребенка о событиях и героях произведения. Например, спросите малыша, почему коза грустная или какое настроение у мальчика? Как он догадался?

Какие книги выбирать?

Мальчики и девочки по-прежнему охотно читают и слушают произведения А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К.Чуковского, В. Драгунского и других известных не одному поколению ребят писателей. Однако ведущие литературоведы считают, что наряду с произведениями известных детских авторов, не плохо было бы познакомится с творчеством современных писателей, пишущих для детей, таких как: Марина Боровицкая, М. Леонов, А. Усачев, М. Москвина, П. Синявских, С.Седов, В. Лунин, Т. Пономарева, Л. Яковлев, В. Татаринов, И. Пивоварова, С. Пшеничная, Е. Матвеева и другие.

Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами. Она должна быть с красочными, четкими, реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Для начинающих читать шрифт должен быть высотой 6-8 мм, с достаточным интервалом между словами и строчками. Шрифт должен быть простым и соответствовать возрасту детей — не менее 3,5 мм высотой при переходе к связному чтению текстов. Глянцевая бумага не годится для детских книг.

Как совершенствовать технику чтения?

Еще Л.Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого метода в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живыми звуками.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И потому упражнения даются тремя-четырьмя порциями по 5-10 минут. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8-9 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Ребенок, научившись читать самостоятельно, еще какое-то время нуждается в родителях, как в чтецах. Во-первых, его стремление получить из книги интересующую информацию, встречает помехи в виде собственной слабой техники чтения и необходимостью одновременно вникать в смысл читаемого текста. Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание еще более захватывающим. В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова. В-четвертых, не упускайте возможность пообщаться с ребенком.

Пытаясь контролировать самостоятельное чтение детей, помните, что чтение - это творчество. Никогда не торопите ребенка. Это занятие требует вдумчивости и колоссальных затрат энергии. Поторапливая, вы сбиваете его собственный режим восприятия, что приводит к ошибкам, плохому пониманию содержания, негативным эмоциям.

Гигиена чтения.

Читать следует сидя! Читать лежа вредно для глаз.

При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.

Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его росту.

Свет должен падать слева, но не сзади и не справа, так как это создает

тень и мешает чтению.

Нельзя читать, когда утомлены глаза. Нельзя читать до переутомления.

Вредно читать сразу после еды - это мешает пищеварению.

 

Логопедический массаж лица в стихах.

  Логопедический массаж лица – это процедура, позволяющая скорректировать произношение, улучшить тонус мышц аппарата речи, позволить ребенку расслабиться. Он необходим для детей, имеющих сложные проблемы с речевым аппаратом: дизартрия, алалия и другие.   

  Основными способами традиционного массажа являются поглаживание, растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслабления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживающие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепления нужно применять быстрые и энергичные движения.

  Логопедический массаж может стать настоящей находкой для тех, кто хочет справиться с недоразвитием речи. Среди его преимуществ стоит отметить следующие:

-    улучшается функция сосудов;

-    повышается эластичность мышечных волокон, сократительная функция;

   оказывается положительное влияние на мышечную и нервную систему;

-    простое и безболезненное устранение отклонений в образовании звуков;

-    доступность методики;

-    возможность выполнять дома;

-    ребенку не привносится извне никаких лекарственных препаратов;

-    сокращение сроков коррекционной работы.

Стихи для проведения логопедического массажа

Лоб

1.  Поглаживание.

Мы массаж решили сделать –

Посчитаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять –

Гладим лобик мы опять.

2.   Растирание.

Растираем лоб мы свой –

Выполняем и движения считаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Растираем лоб опять.

3.   Разминание.

Разомнём мы лобик свой –

Разомнём его рукой.

Не забудь ты посчитать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Разминаем лоб опять.

4.  Постукивание.

Мы тихонько постучим –

Пальцами по лбу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Постучим ими опять.

5.  Поглаживание.

       Лоб погладим мы руками –

       Обязательно двумя.

        Раз, два, три, четыре, пять –

        Лоб погладим мы опять.

Щёки

1.     Поглаживание.

Погладим щёки мы руками –

Не забудем посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Щеки нужно согревать.

2.   Растирание.

Щёки будем растирать –

Не забудем посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Щёки нужно согревать.

3.  Разминание.

Разминаем с вами щёки –

И считаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять –

Щёки будем разминать.

4.  Постукивание.

Постучим по щёкам мы –

Весело и дружно.

Раз, два, три, четыре, пять –

Постучим по ним опять.

5.  Поглаживание.

         Будем гладить щёки наши,

         Обязательно под счёт.

         Раз, два, три, четыре, пять –

         Гладим щёки мы опять.

Губы

1.  Поглаживание.

           Погладим мы с тобою губы,

Верхнюю и нижнюю.

Раз, два, три, четыре, пять –

Гладим губы мы опять.

2.   Растирание.

Растираем губки мы –

И считаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять –

Губки нужно растирать.

3.  Разминание.

Разминаем губы наши –

Выполняем всё под счёт.

Раз, два, три, четыре, пять –

Губы будем разминать.

4.  Постукивание.

Постучим по губкам мы,

Весело и дружно –

Сосчитаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять –

По губкам будем мы стучать.

5.  Поглаживание.

        Погладим мы с тобою губы,

        Посчитаем до пяти.

        Раз, два, три, четыре, пять –

        Будем гладить их опять.

 

Желаю успеха!

 «Ребенок с задержкой речевого развития» 

Если ваш ребенок молчит, а его сверстники говорят, то…

Очень важно, чтобы Вы и в этом случае продолжали с ним разговаривать. Малыши начинают понимать, что им говорят, до того, как становятся способны говорить сами.

Прежде, чем малыш сможет сказать: «Еще пить», он должен понять, что вы имеете в виду, спрашивая его: «Еще попить?» И он должен уметь ответить на Ваш вопрос, открывая рот, кивая головой, протягивая руки или, наоборот, отворачиваясь в сторону. При этом понять Ваш вопрос малышу помогает то, что Вы держите в руке бутылку или стакан с питьем.

Чтобы помочь малышу научиться повторять Ваши слова, Вам следует, отчетливо их произнося, одновременно делать то, что эти слова обозначают, то есть, говоря что-то малышу, Вы должны ему это и показать.

Некоторые малыши с трудом различают слова и не могут реагировать на одно слово одним способом, а на другое слово другим. Это очень затрудняет общение с ними. Но это вовсе не значит, что Вы должны прекратить разговаривать с ними! Если с ним не говорить, малыш не научится ни понимать слова, ни произносить их.

Малышу будет легче понять смысл слов и различать их, если, прося его о чем-нибудь, Вы будете говорить с ним ласково, а произнося: «Нет, нельзя», говорить решительным тоном и укоризненно качать головой.

Помните, что некоторым малышам крайне медленно дается понимание того, что значат слова «нет» и «нельзя».

Малыш быстрее научится понимать эти слова, если Вы будете говорить их лишь в тех случаях, когда ему грозит опасность и запрет действительно крайне необходим.

Не слишком расстраивайтесь, если Вам кажется, что малыш ничему не учится, но обязательно продолжайте с ним заниматься.

Держите под рукой книжки с картинками и показывайте их малышу в короткие промежутки отдыха. Разглядывая картинки вместе с Вами, ребенок будет учиться умению сосредоточиться и повторять за Вами слова.

Читайте детские стишки и пойте песенки, когда Вы кормите малыша, или же занимаясь какой-нибудь работой по дому, а он наблюдает за Вами.

Поощряйте любые попытки ребенка говорить, даже если он произносит отдельные звуки или части слов вместо целых слов.

Малыш начинает учиться управлять произнесением звуков, когда слышит, как взрослые повторяют звуки, которые произносятся им спонтанно.

Постепенно он начинает повторять случайно произнесенный им звук в ответ на Ваше подражание этому звуку.

Малыш сначала отвечает какими-то звуками, когда Вы произносите уже знакомый ему звук, и позднее начинает отвечать Вам этими звуками всякий раз, когда Вы говорите с ним.

Постепенно малыш начинает отвечать Вам звуками, приближающимися к тем, что произносите Вы, и, наконец, эти звуки упорядочиваются у него в первые слова, такие, как мама, дай, и даже такие, как его собственное имя.

Этот процесс занимает немало времени у всех малышей, но малышам с недостатками развития, чтобы научиться имитировать звуки, произносимые родителями, времени требуется еще больше.

Нередко малыши с недостатками развития, пытаясь говорить, издают звуки и двигают мышцами лица, но эти звуки не являются членораздельной речью. Главное – не расстраивайтесь.

Если Вы хотите понять малыша, будучи уверенными в том, что он хочет что-то сказать, оглянитесь вокруг и, подумав, какие из только что произошедших событий могли взволновать его, постарайтесь угадать, о чем он пытается сообщить. Если, по Вашему мнению, Вы угадали, то малышу ответьте спокойным, ласковым голосом.

Когда ребенок подрастет, Вы можете просить повторить сказанное им еще раз.

Однако если повторенные им слова разобрать не удалось, постарайтесь угадать их и ответить малышу.   

Не просите повторить их в третий раз. Это может оказаться для него настолько трудным делом, что в следующий раз, когда он захочет Вам что-нибудь сказать, то не станет этого делать, предвидя Ваши просьбы о повторении.

Если после нескольких месяцев занятий с ним малыш  не научится говорить разборчивее, Вам, вероятно, стоит показать его логопеду и отоларингологу, чтобы они определили, не вызваны ли трудности в произношении особенностями строения полости рта.

Конечно, Вам хочется, чтобы малыш говорил настолько отчетливо, чтобы окружающие понимали. Вполне возможно, что позднее он этому научится.

Однако для начала важно, чтобы малыш знал, что Вы его понимаете. Для этого Вам следует относиться к его нечленораздельной речи как к вполне нормальной и обычной.

Если Вы будете внимательно слушать своего малыша, это поможет ему научиться слушать Вас и делать то, о чем Вы его просите.

 Желаю успеха!    

 «Что нужно знать о развитии речи  ребенка»

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речевой (артикуляционный), аппарат достигнут определённого уровня. Но без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого не достаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки…. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что речь ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.

    Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев и сестёр. В общении с малышом нельзя «подделываться» под детскую речь, сюсюкать. Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Но чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять его повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по содержанию и объёму стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые по возрасту ему не доступны. Перегрузка ребёнка непосильным речевым материалом может привести к неправильному формированию звуков  и даже к заиканию.

Чтобы помочь своему ребенку родители должны знать нормы речевого развития 

 В 1 год.

Словарный запас увеличивается до 10 слов, ребенок понимает простую

инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

 В 1 год 6 месяцев

 Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

 В 2 года.

На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

  В 2 года 6 месяцев.

Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две

цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.

  В 3 года.

 Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

  В 4 года.

 В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и

сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных

   К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно

употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.     

  В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Но что, же делать, если  малыш  вовремя начал сидеть, ходить. Он здоров и весел, явно понимает, о чем говорят окружающие, хорошо ориентируется в привычной ситуации, но его речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития.  Многие мамы начинают беспокоиться, сравнивая своих «молчунов» с бойко говорящими сверстниками. Стоит ли волноваться или еще немного подождать?  Вполне вероятно, если в период от 1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается в других направлениях, возможно, его энергия уходит именно на это, а не на речевое развитие. Скорее всего – это допустимый вариант нормы. Но если и после 2-х лет малыш не заговорил, что, же делать тогда? Не оттягивайте с визитом к логопеду, чтобы понять причины и помочь ребенку. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

   От Вас потребуется много усилий: надо выполнять различные упражнения, задания, следить за произношением ребенка. Скорее всего, специалист посоветует:

 1.Проверить слух ребенка.

 Если есть малейшие подозрения, что у ребенка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращенную к нему речь), не откладывайте в долгий ящик посещение поликлиники. Вашему малышу нужно снять аудиограмму. Установлено, что даже незначительное снижение слуха мешает развитию речи.

  2. Разговаривать с ребенком больше и чаще.   

Комментируйте все свои и его действия, обсуждайте все, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно «выслушивайте его ответы», даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов.

  3.Развивать мелкую моторику ребенка.    

Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной точности и силы.

Начать тренировать пальчики ребенка нужно как можно раньше.

 Вы можете:

-Делать массаж пальчиков и кистей рук.Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. Хорошо, если приемы массажа Вам покажет профессиональный массажист.

- Делать гимнастику для пальчиков. Вспомните народные игры-потешки типа «Сорока-белобока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества, и которые удивительно гармонично сочетают  речь и движение. Их развивающее значение часто недооценивается родителями. Сейчас издано много популярных пособий, в которых Вы найдете разнообразные полезные и веселые упражнения для развития пальчиков.

- Для  развития  мелкой  моторики   будут  полезны  и  такие повседневные упражнения, как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков (жаль, что все чаще обувь детей имеет липучки),  развязывание узелков на шнурках – это доступно всем. Для этой же цели используйте рисование, раскрашивание (только не фломастерами, а карандашами), лепку из пластилина, глины и даже теста. Работайте с бумагой, крупой, веревочками, собирайте бусы, мозаики, не забывайте про конструктор. Трудно перечислить все возможные виды деятельности для развития мелкой моторики.

  4.  Читать ребенку книжки.

Каждую прочитанную книгу обязательно обсудите с ребенком, рассмотрите иллюстрации, найдите всех героев, уточните, что и как они делают, какие они. А еще лучше – проиграйте сказку или историю, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев прочитанного.

- Не требуйте от ребенка невозможного. Не приставайте постоянно с просьбами: «Скажи», «повтори», «назови». Это совершенно точно не поможет малышу заговорить четко и правильно. 

- Не упрекайте его за то, что он не неправильно говорит. Ни в коем случае не наказывайте малыша за это. Наказание не стимулирует развитие речи, а отношения между вами будут испорчены. Кроме того, ощущение неуспеха порождает у ребенка чувство тревоги.    

- Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным достижениям.
- Не прибегайте к шантажу и не запугивайте ребенка ужасными последствиями его временных неудач. Взрослые иногда даже не подозревают, какую психическую травму может нанести ребенку даже одна неосторожная фраза. Хуже всего: «Скажи, а то мама любить не будет». Часто родители чувствуют себя виноватыми, уязвленными, начинают сердиться  и ссориться с ребенком. Постарайтесь, чтобы негативные эмоции не испортили Вашего контакта с ребенком. Его эмоциональное благополучие – Ваша главная задача. 

      Со всеми речевыми нарушениями  можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, при условии, что родители будутпомогать специалистам, преодолевать речевой дефект настойчиво, с верой в успех.

Желаю успеха!

г. Чебоксары, б-р Юности, 19а          тел.: 43-31-40, 43-15-44          e-mail: kapi185@yandex.ru