Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад №185" города Чебоксары Чувашской Республики

советы логопеда 2

 «Ребенок с задержкой речевого развития» 

Если ваш ребенок молчит, а его сверстники говорят, то…

Очень важно, чтобы Вы и в этом случае продолжали с ним разговаривать. Малыши начинают понимать, что им говорят, до того, как становятся способны говорить сами.

Прежде, чем малыш сможет сказать: «Еще пить», он должен понять, что вы имеете в виду, спрашивая его: «Еще попить?» И он должен уметь ответить на Ваш вопрос, открывая рот, кивая головой, протягивая руки или, наоборот, отворачиваясь в сторону. При этом понять Ваш вопрос малышу помогает то, что Вы держите в руке бутылку или стакан с питьем.

Чтобы помочь малышу научиться повторять Ваши слова, Вам следует, отчетливо их произнося, одновременно делать то, что эти слова обозначают, то есть, говоря что-то малышу, Вы должны ему это и показать.

Некоторые малыши с трудом различают слова и не могут реагировать на одно слово одним способом, а на другое слово другим. Это очень затрудняет общение с ними. Но это вовсе не значит, что Вы должны прекратить разговаривать с ними! Если с ним не говорить, малыш не научится ни понимать слова, ни произносить их.

Малышу будет легче понять смысл слов и различать их, если, прося его о чем-нибудь, Вы будете говорить с ним ласково, а произнося: «Нет, нельзя», говорить решительным тоном и укоризненно качать головой.

Помните, что некоторым малышам крайне медленно дается понимание того, что значат слова «нет» и «нельзя».

Малыш быстрее научится понимать эти слова, если Вы будете говорить их лишь в тех случаях, когда ему грозит опасность и запрет действительно крайне необходим.

Не слишком расстраивайтесь, если Вам кажется, что малыш ничему не учится, но обязательно продолжайте с ним заниматься.

Держите под рукой книжки с картинками и показывайте их малышу в короткие промежутки отдыха. Разглядывая картинки вместе с Вами, ребенок будет учиться умению сосредоточиться и повторять за Вами слова.

Читайте детские стишки и пойте песенки, когда Вы кормите малыша, или же занимаясь какой-нибудь работой по дому, а он наблюдает за Вами.

Поощряйте любые попытки ребенка говорить, даже если он произносит отдельные звуки или части слов вместо целых слов.

Малыш начинает учиться управлять произнесением звуков, когда слышит, как взрослые повторяют звуки, которые произносятся им спонтанно.

Постепенно он начинает повторять случайно произнесенный им звук в ответ на Ваше подражание этому звуку.

Малыш сначала отвечает какими-то звуками, когда Вы произносите уже знакомый ему звук, и позднее начинает отвечать Вам этими звуками всякий раз, когда Вы говорите с ним.

Постепенно малыш начинает отвечать Вам звуками, приближающимися к тем, что произносите Вы, и, наконец, эти звуки упорядочиваются у него в первые слова, такие, как мама, дай, и даже такие, как его собственное имя.

Этот процесс занимает немало времени у всех малышей, но малышам с недостатками развития, чтобы научиться имитировать звуки, произносимые родителями, времени требуется еще больше.

Нередко малыши с недостатками развития, пытаясь говорить, издают звуки и двигают мышцами лица, но эти звуки не являются членораздельной речью. Главное – не расстраивайтесь.

Если Вы хотите понять малыша, будучи уверенными в том, что он хочет что-то сказать, оглянитесь вокруг и, подумав, какие из только что произошедших событий могли взволновать его, постарайтесь угадать, о чем он пытается сообщить. Если, по Вашему мнению, Вы угадали, то малышу ответьте спокойным, ласковым голосом.

Когда ребенок подрастет, Вы можете просить повторить сказанное им еще раз.

Однако если повторенные им слова разобрать не удалось, постарайтесь угадать их и ответить малышу.   

Не просите повторить их в третий раз. Это может оказаться для него настолько трудным делом, что в следующий раз, когда он захочет Вам что-нибудь сказать, то не станет этого делать, предвидя Ваши просьбы о повторении.

Если после нескольких месяцев занятий с ним малыш  не научится говорить разборчивее, Вам, вероятно, стоит показать его логопеду и отоларингологу, чтобы они определили, не вызваны ли трудности в произношении особенностями строения полости рта.

Конечно, Вам хочется, чтобы малыш говорил настолько отчетливо, чтобы окружающие понимали. Вполне возможно, что позднее он этому научится.

Однако для начала важно, чтобы малыш знал, что Вы его понимаете. Для этого Вам следует относиться к его нечленораздельной речи как к вполне нормальной и обычной.

Если Вы будете внимательно слушать своего малыша, это поможет ему научиться слушать Вас и делать то, о чем Вы его просите.

 Желаю успеха!    

г. Чебоксары, б-р Юности, 19а          тел.: 43-31-40, 43-15-44          e-mail: kapi185@yandex.ru