Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад №185" города Чебоксары Чувашской Республики

Логопед советует

«Как воспитывать у ребенка интерес к книге»

В результате усилий педагогов, родителей большинство детей 7-8 летнего возраста хорошо читают, но, к сожалению, не все любят читать. Если вы хотите, чтобы ребенок любил читать, то воспитывайте у него интерес к книге с 2-летнего возраста и не спешите с обучением чтению. Помните: чтобы научиться читать, сначала надо научиться хорошо слышать, различать и произносить звуки речи.

Выделите для детских книг постоянное место, к которому ребенок самостоятельно может добраться. Удачный вариант - это открытая книжная полка, столик, стул: Такой уголок должен быть хорошо освещен.

При подборе книг учитывайте возраст и интересы ребенка. Для детей 2-4 лет достаточно 4-5 знакомых книг. Это могут быть стихи и сказки. Кроме книг в книжный уголок можно поместить цветные предметные картинки, наклеенные на плотную бумагу, а также альбомы для рассматривания. Важно, чтобы темы и изображенные предметы были понятны ребенку.

Подбирайте книги с красочными иллюстрациями, особенно для детей 2-4 лет, потому что именно иллюстрации помогают малышам понять суть читаемого, зрительно закрепить само действие. С 4.5 лет для понимания художественного произведения детям уже не требуется иллюстрации к каждому повороту сюжета

Книги в уголке необходимо менять каждые 2-3 недели.

Читайте ребенку книги ежедневно. Если ребенок просит еще раз прочитать уже знакомую книжку, не отказывайте.

Ребенок не читатель, а слушатель. Читайте книги выразительно.

В процессе чтения объясняйте смысл сложных слов и выражений.

Детям 3-го года жизни сказку следует не читать, а рассказывать. Чтобы поддержать внимание малыша, по ходу рассказывания предложите выполнить ему имитационные движения. Например: попрыгай, как зайчик, покажи, как лисичка облизывалась.

Малыши с удовольствием слушают одни и те же сказки много раз.

Рассматривайте вместе с ребенком иллюстрации в книге не меньше - раз. Первый - перед чтением, чтобы ребенок не отвлекался во время чтения. Второй - после чтения, чтобы уточнить представления ребенка о событиях и героях произведения. Например, спросите малыша, почему коза грустная или какое настроение у мальчика? Как он догадался?

Какие книги выбирать?

Мальчики и девочки по-прежнему охотно читают и слушают произведения А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К.Чуковского, В. Драгунского и других известных не одному поколению ребят писателей. Однако ведущие литературоведы считают, что наряду с произведениями известных детских авторов, не плохо было бы познакомится с творчеством современных писателей, пишущих для детей, таких как: Марина Боровицкая, М. Леонов, А. Усачев, М. Москвина, П. Синявских, С.Седов, В. Лунин, Т. Пономарева, Л. Яковлев, В. Татаринов, И. Пивоварова, С. Пшеничная, Е. Матвеева и другие.

Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами. Она должна быть с красочными, четкими, реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Для начинающих читать шрифт должен быть высотой 6-8 мм, с достаточным интервалом между словами и строчками. Шрифт должен быть простым и соответствовать возрасту детей — не менее 3,5 мм высотой при переходе к связному чтению текстов. Глянцевая бумага не годится для детских книг.

Как совершенствовать технику чтения?

Еще Л.Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого метода в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живыми звуками.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И потому упражнения даются тремя-четырьмя порциями по 5-10 минут. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8-9 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Ребенок, научившись читать самостоятельно, еще какое-то время нуждается в родителях, как в чтецах. Во-первых, его стремление получить из книги интересующую информацию, встречает помехи в виде собственной слабой техники чтения и необходимостью одновременно вникать в смысл читаемого текста. Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание еще более захватывающим. В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова. В-четвертых, не упускайте возможность пообщаться с ребенком.

Пытаясь контролировать самостоятельное чтение детей, помните, что чтение - это творчество. Никогда не торопите ребенка. Это занятие требует вдумчивости и колоссальных затрат энергии. Поторапливая, вы сбиваете его собственный режим восприятия, что приводит к ошибкам, плохому пониманию содержания, негативным эмоциям.

Гигиена чтения.

Читать следует сидя! Читать лежа вредно для глаз.

При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.

Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его росту.

Свет должен падать слева, но не сзади и не справа, так как это создает

тень и мешает чтению.

Нельзя читать, когда утомлены глаза. Нельзя читать до переутомления.

Вредно читать сразу после еды - это мешает пищеварению.

 

г. Чебоксары, б-р Юности, 19а          тел.: 43-31-40, 43-15-44          e-mail: kapi185@yandex.ru